Вступительное слово академика Обручева В.А.
Счастливого пути Вам,
путешественники в третье тысячелетие!
Книги Купера, Майн-Рида, а позже Жюля Верна в детстве
производили на меня сильное впечатление. Мы с братьями мысленно одолевали
льды Арктики, поднимались на высокие горы, опускались в глубины океанов,
охотились на слонов, львов и тигров. Мы играли в путешествия, вырезая из
бумаги людей и животных, клеили из картона лодки и устраивали охоту на диких
зверей, войну белых с индейцами, кораблекрушения. Мне очень нравились
охотники, моряки и жюль-верновские ученые, иногда смешные и рассеянные, но
великие знатоки природы. Мне тоже хотелось сделаться
ученым-естествоиспытателем, путешественником. Одно огорчало меня: Америка
была открыта без меня, без меня совершены кругосветные путешествия, нанесены
на карту материки и острова. Белые пятна нелегко было найти в географическом
атласе. Ливингстон уже проник в дебри Центральной Африки, Пржевальский — в
пустыни Центральной Азии. Увы, я опоздал родиться!
Я знаю, многие из вас тоже мечтают о дальних странствиях,
открытиях, изобретениях, многие вздыхают тайком: как жаль, что открыты
Америка и полюсы! Жаль, что я не живу во времена Колумба или Пржевальского!
Как жаль, что я не родился раньше Можайского и Попова,— быть может, самолет
и радио изобрел бы я! А теперь все открыто, увы!..
Возможно, в таких мыслях виновата популярная литература, которая
очень подробно, обстоятельно и восторженно говорит о достижениях прошлого и
мельком, неохотно упоминает о неясном, неведомом, нерешенном.
А между тем не отдельные белые пятнышки — огромный океан неведомого
окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа.
Очертания берегов, горных хребтов и рек уже нанесены на карту, но много ли
мы знаем о внутренности земного шара? Наши шахты и буровые скважины, как
булавочные уколы на кожуре Земли. Самые глубокие из них не составляют одной
тысячной доли земного радиуса. Поверхность суши изъезжена вдоль и поперек,
но только на 22 километра люди поднимались над поверхностью, только на 3
километра опускались в глубь океана. Океанское дно и атмосфера, недра Земли,
планеты солнечной системы еще ждут своих Колумбов и Пржевальских. Гигантские
еще не решенные задачи стоят перед советской наукой.
Требуется:
продлить жизнь человека в среднем до 150—200 лет, уничтожить
заразные болезни, свести к минимуму незаразные, победить старость и
усталость, научиться возвращать жизнь при несвоевременной, случайной смерти;
поставить на службу человеку все силы природы, энергию Солнца,
ветра, подземное тепло, применить атомную энергию в промышленности,
транспорте, строительстве, научиться запасать энергию впрок и доставлять ее
в любое место без проводов;
предсказывать и обезвредить окончательно стихийные бедствия:
наводнения, ураганы, вулканические извержения, землетрясения;
изготовлять на заводах все известные на Земле вещества вплоть до
самых сложных — белков, а также и неизвестные в природе: тверже алмаза,
жароупорнее огнеупорного кирпича, более тугоплавкие, чем вольфрам и осмий,
более гибкие, чем шелк, более упругие, чем резина;
вывести новые породы животных и растений, быстрее растущие, дающие
больше мяса, молока, шерсти, зерна, фруктов, волокон, древесины для нужд
народного хозяйства;
потеснить, приспособить для жизни, освоить неудобные районы:
болота, горы, пустыни, тайгу, тундру, а может быть, и морское дно;
научиться управлять погодой, регулировать ветер и тепло, как сейчас
регулируются реки, передвигать облака, по усмотрению распоряжаться дождями и
ясной погодой, снегом и жарой.
Трудно это? Необычайно трудно. Но это необходимо. Советские
люди хотят жить долго, хотят жить в изобилии и безопасности, хотят быть
полными хозяевами на своей земле, не зависеть от капризов природы. Значит,
все это будет сделано. И все это будете выполнять вы, сегодняшние школьники
и ремесленники, и не только те из вас, кто станет великими учеными, но и все
остальные: токари и шоферы, трактористы и каменщики, медицинские сестры,
ткачи, шахтеры... Великие задачи не решают одиночки — Волго-Донской канал
строили не только авторы проекта. И уж, во всяком случае, все вы, все до
единого, примете участие в выполнении самой великой, самой благородной и
гуманной задачи человечества — строительстве коммунизма, в создании
счастливой мирной жизни для всех советских людей.
Вы, сегодняшние ремесленники и школьники, только начинаете свое
путешествие в мастерство, в творчество, в науку, в жизнь. И мне, старику,
который прошел много верст по неисследованным землям, много искал в дебрях
науки, хочется дать вам, начинающим путешественникам, несколько
напутственных советов.
Любите трудиться. Самое большое наслаждение и удовлетворение
приносит человеку труд. Добывайте право сказать: «Я делаю нужное дело, моей
работы ждут, я приношу пользу». И если вы встретите трудности, безвыходные,
казалось бы, тупики, сопротивление старого, может быть, даже равнодушие и
непонимание, вас всегда поддержит мысль: «Я делаю нужное дело».
Не отрекайтесь от мечты! Я разумею юношеские мечтания об открытиях, о
творчестве. Есть люди, которые легко уступают обстоятельствам, сдаются после
неудачного экзамена, при семейных или служебных затруднениях. Но затруднения
проходят, а время упущено, и остается горькое сожаление о жизни, прожитой
без огня, растраченной на мелочи, на труд, лишенный радости.
Дерзайте! Беритесь за большие дела, если вы беретесь всерьез. Способности,
как и мускулы, растут при тренировке. Большие открытия не всякому по плечу,
но кто не решается пробовать, наверняка ничего не откроет. Вы должны далеко
уйти от своих дедов и прадедов.
...Во времена моей молодости не было самолетов, кино, радио,
электричества. Еще не было железной дороги через Сибирь, я ехал в Иркутск в
тарантасе. Для меня радиоприемник — великое достижение. Для вас — привычный
предмет в комнате. Вы начинаете у нас на плечах, вам надо высоко забраться.
Больше пятидесяти лет я прожил при царском режиме. Я тратил силу, энергию,
обогащая золотопромышленников, меня уволили из института за левые убеждения.
Я мог только мечтать о строе, где труд будет в почете. А вы родились в
свободной стране, в стране, где каждый может получить образование, где
уважают творческий труд. Так пусть же ваш труд, ваши мечты будут достойны
социалистической Родины, пусть ваши достижения будут самыми передовыми в
мире!
Не скрывайте своих намерений, не держите замыслы в секрете. Это не
скромность, а наоборот — гордость, ложный стыд и жадность
старателя-собственника, хранящего для себя золотую жилу. Если ваше
предложение на самом деле золотое, вы не сможете разрабатывать его в
одиночку, если вы обманулись - зачем вам тратить время, вам сразу укажут
ошибку. Меня часто упрекали, что я тороплюсь, публикуя наблюдения. Но я не
жалел об этом ни разу. Иные находки я не смог осмотреть как следует сам, за
меня довели работу другие. Так, в пустыне Гоби я нашел зуб носорога, а, идя
по моим следам, большие экспедиции обнаружили целые кладбища вымерших
животных. Иногда мои статьи встречали возражения, я выслушивал их,
возвращался к теме, искал новые факты, расширял ее.
Таким образом, не только советы друзей, но и возражения моих
научных противников помогли мне совершенствовать работу.
Будьте принципиальны. Нам нужна истина и только истина. Не старайтесь
угодить приятелям, примирить своих учителей, никого не обидеть. На этом пути
вы найдете, может быть, спокойствие и даже благополучие, но пользы не
принесете никакой. Не бойтесь авторитетов. И если среди вас есть будущие
геологи, которые не согласятся с академиком Обручевым (хотелось бы, конечно,
чтобы таких было немного!),— смело выступайте против него, если у вас есть
данные, опровергающие его выводы.
Но не рассчитывайте на легкую победу, на открытие с налета, на осенившую
вас идею. Все, что лежало под руками, давно уже подобрано и проверено, то,
что легко приходит в голову, давно пришло в голову и обсуждалось. Только на
новых фактах, на новых наблюдениях можно строить новые достижения. Факты —
это кирпичи, из которых слагается человеческий опыт, это ваше оружие и
творчество.
Неустанно ищите факты, собирайте их в природе и в книгах, читайте хорошие
учебники от доски до доски и, кроме того, книги, не входящие в программу.
Изучайте свою специальность досконально, но не жалейте времени и на чужую.
Геолог, прекрасно знающий геологию,— ценный человек, а знающий, кроме того,
географию, химию или ботанику,— возможный изобретатель.
В заключение мне хочется пожелать больших успехов в труде и науке
чудесной советской молодежи, всем юным читателям — будущим
рабочим-новаторам, мастерам высоких урожаев, исследователям, изобретателям.
Счастливого пути вам, путешественники в третье тысячелетие!
Впервые опубликовано в журнале «Знание — сила», 1954, № 3.